27 января в
календаре нашей страны отмечен как День воинской славы России - день полного
снятия блокады Ленинграда. 79-й годовщине этого важного события и 80-летию
прорыва блокады в январе 1943 года было посвящено мероприятие, проведённое
сегодня сотрудниками музея для учащихся Гимназии №1 г. Мариинский Посад. В ходе
урока мужества ребята узнали о первой блокадной зиме, скудном рационе
ленинградцев, нормах выдачи хлеба разным категориям жителей города, а
также смогли своими глазами увидеть, как выглядит суточный хлебный паёк в
нормах ноября-декабря 1941 года (250 гр. рабочим, 125 гр. служащим, иждивенцам
и детям). По мультимедийной карте ребята проследили, как сжималось кольцо
блокады вокруг мужественного города, по какому участку Ладоги была проложена
«Дорога жизни», как 18 января 1943 года в результате операции «Искра» был
освобождён Шлиссельбург и прорвана блокада, как зимой 1944 г. войска
Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов нанесли войскам
противника сокрушительное поражение, отбросив их более чем на 220 км.
Особенно
трогательной частью встречи был рассказ о том, как встречали новый 1942 год
измождённые голодом и холодом дети Ленинграда: об устроенных для них ёлках и
праздничных обедах, о грузовике с мандаринами, доставленном по ладожскому льду
из Грузии, и о том, как важно это было для поднятия духа и поддержки десятков
тысяч не успевших эвакуироваться из Ленинграда детей и их близких. Поражающий
рассказ о праздновании новогоднего праздника в блокадном городе дополнили
архивные фотоматериалы, а также новогодние открытки военных лет. Да-да, были и
такие!
Об истории
появления новогодних открыток и открытках военных лет гимназистам рассказал
коллекционер и известный в нашем городе фотохудожник Владимир Аркадьевич
Максимов. Его рассказ дополнили демонстрацией своих коллекций художник Георгий
Семёнович Егоров и коллекционер Евгений Владимирович Дубов. Встреча с этими
увлечёнными людьми составила вторую часть мероприятия. Ребята с интересом
рассматривали открытки разных лет, отражавшие как российские традиции, так и
развитие научно-технического прогресса в разные годы. В завершение встречи
коллекционеры посоветовали школьникам внимательнее относиться к старинным
предметам, сохранившимся в домах их бабушек и дедушек, и, возможно, тоже стать
коллекционерами исторических артефактов.