Работа по формированию
функциональной грамотности у обучающиеся была начата в МБОУ «Гимназия №1» еще в
2021-2022 учебном году в соответствии с письмами Министерства просвещения
Российской Федерации от 14 сентября 2021 года «Об организации работы по
повышению функциональной грамотности», 15 сентября 2021 года «Об организации
работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации», на
основании приказа Министерства образования и молодёжной политики Чувашской
Республики от 17 сентября 2021 года «Об утверждении республиканского плана
мероприятий, направленных на
формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
образовательных организаций», в соответствии с письмом БУ ЧР «Чувашский
республиканский институт образования» от 17 сентября 2021 года.
В рамках обсуждения данного
вопроса было отмечено, что для работы по формированию функциональной
грамотности особую ценность представляет не столько исключительно выполнение и
разбор тренировочных заданий электронного банка, сколько системное и методичное
проектирование уроков и внеурочной деятельности на основе
системно-деятельностного подхода и с ориентиром на развитие у обучающихся
функциональной грамотности как способности применять знания в различных и
нетипичных ситуациях: подбор из открытых проверенных источников заданий,
соответствующих по предметному содержанию теме урока или программе предмета;
работа не только со сплошными текстами из учебника, но и с таблицами, картами,
диаграммами, схемами, инфографикой, их разбор, осмысление и интерпретация;
выстраивание учебного процесса по естественнонаучным дисциплинам в соответствии
с логикой научного познания, проведение опытов и экспериментов; предложение
учащимся контекстных задач.
Если в Указе Президента РФ
В. В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации до 2024 года» от
7 мая 2018 года ставится цель обеспечения глобальной конкурентоспособности
российского образования и вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих
стран мира по качеству общего образования, то судить об уровне подготовки
российских школьников будут именно по результатам международных исследований качества
чтения и понимания текстов PIRLS, а также по международным исследованиям
качества математического и естественнонаучного образования TIMSS и по повышению
уровня функциональной грамотности в международном исследовании PISA.
Международные исследования в
области образования год за годом подтверждают, что российские школьники сильны
в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса
предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям. Основной
причиной невысоких результатов российских обучающихся 15-летнего возраста
(выпускников основной школы) является недостаточная сформированность у обучающихся
способности использовать (переносить) имеющиеся предметные знания и умения при
решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень
овладения общеучебными умениями – поиска новых или альтернативных способов
решения задач, проведения исследований или групповых проектов.
Именно поэтому работа по
формированию и оценке функциональной грамотности в нашей образовательной
организации продолжается на все уровнях образования и с учётом нормативных
актов в законодательстве по данному направлению.