5 декабря в 2022 года в МБОУ «Гимназия №1» состоялся методический семинар по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся.

5 декабря в 2022 года в МБОУ «Гимназия №1» состоялся методический семинар по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся.

Работа по формированию функциональной грамотности у обучающиеся была начата в МБОУ «Гимназия №1» еще в 2021-2022 учебном году в соответствии с письмами Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 года «Об организации работы по повышению функциональной грамотности», 15 сентября 2021 года «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации», на основании приказа Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики от 17 сентября 2021 года «Об утверждении республиканского плана мероприятий, направленных на  формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций», в соответствии с письмом БУ ЧР «Чувашский республиканский институт образования» от 17 сентября 2021 года.

В рамках обсуждения данного вопроса было отмечено, что для работы по формированию функциональной грамотности особую ценность представляет не столько исключительно выполнение и разбор тренировочных заданий электронного банка, сколько системное и методичное проектирование уроков и внеурочной деятельности на основе системно-деятельностного подхода и с ориентиром на развитие у обучающихся функциональной грамотности как способности применять знания в различных и нетипичных ситуациях: подбор из открытых проверенных источников заданий, соответствующих по предметному содержанию теме урока или программе предмета; работа не только со сплошными текстами из учебника, но и с таблицами, картами, диаграммами, схемами, инфографикой, их разбор, осмысление и интерпретация; выстраивание учебного процесса по естественнонаучным дисциплинам в соответствии с логикой научного познания, проведение опытов и экспериментов; предложение учащимся контекстных задач.

Если в Указе Президента РФ В. В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации до 2024 года» от 7 мая 2018 года ставится цель обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, то судить об уровне подготовки российских школьников будут именно по результатам международных исследований качества чтения и понимания текстов PIRLS, а также по международным исследованиям качества математического и естественнонаучного образования TIMSS и по повышению уровня функциональной грамотности в международном исследовании PISA.

Международные исследования в области образования год за годом подтверждают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям. Основной причиной невысоких результатов российских обучающихся 15-летнего возраста (выпускников основной школы) является недостаточная сформированность у обучающихся способности использовать (переносить) имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными умениями – поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов.

Именно поэтому работа по формированию и оценке функциональной грамотности в нашей образовательной организации продолжается на все уровнях образования и с учётом нормативных актов в законодательстве по данному направлению.

 

Фотогалерея