Профориентация – комплекс
психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение
школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и
внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки
учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной
деятельности;
- выработка у школьников
профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности,
в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований
рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях,
склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы
сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и
профессионального образования.
Основные направления профессиональной
ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной
работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников
ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в
обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на
практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную,
трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о
мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного
смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной
деятельности;
- Представления о собственных интересах
и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в
различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное
профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия
решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов,
оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной
работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации,
страничка на школьном сайте
в разделе «Профориентационная работа в
школе».
- Осуществление взаимодействия с
учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия:
викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся,
с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля
обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных
предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
- Организация и проведение экскурсий в
учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных
заведений;
- Встречи с представителями предприятий,
учебных заведений;
- Участие в конкурсах
декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в
кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний
(общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с
родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ» ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-11 КЛАССОВ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Россия - мои
горизонты"
Вместе к будущему_ как родители могут помочь ребенку в выборе профессии
Как иллюзии мешают выбрать профессию и быть счастливым
Как сэкономить сотни тысяч российской семье и не попасть в руки к
инфоцыганам
Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе
Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школах