Методические рекомендации по предупреждению экстремизма и терроризма в
образовательных организациях
Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской
Федерации на 2024 - 2028 годы
Рекомендации по созданию и распространению антитеррористического контента
Профилактика конфликтов проявлений экстремизма и терроризма в
поликультурной образовательной среде
Профилактика терроризма в Мариинско-Посадском муниципальном округе
Терроризм (от
франц. terreur — страх, ужас) — насильственные действия (преследования,
разрушения, захват заложников, убийства и проч.) против гражданского населения,
а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов,
навязывания определенной линии поведения.
Терроризм
— идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на
принятие решений органами государственной власти, органами местного
самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением
населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (согласно
определению, сформулированному в Федеральном законе Российской Федерации от 6
марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Одним
из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими
проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно
проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно
указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из
наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных
антисоциальных и криминальных групп. Социальная незащищенность молодежи, частый
максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная
зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить
о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской
молодежи. Между тем, данные идеи в молодежной среде получают значительное
распространение.
К
комплексу мер по противодействию терроризму относятся:
правовые
- доведение до персонала образовательного учреждения требований федеральных
законов и постановлений (осуществляется в рамках системы подготовки и в рамках
пропаганды знаний в области защиты от ЧС);
информационные
– разоблачение всей сути и опасности терроризма, его целей и т. д. (беседы,
лекции, использование справочно-информационных стендов);
административные
– издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил, о
назначении ответственных лиц за проведение защитных мероприятий.
Знания
о терроризме, как наиболее опасном преступном явлении сегодняшнего дня, умение
его предупредить, правильно вести себя при его угрозе дают возможность защитить
себя и окружающих от последствий теракта.
Законодательные
и нормативные акты по антитеррористической защищённости:
Федеральный
закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности"
Указ Президента от 15 февраля 2006 №
116 «О мерах по противодействию терроризма»
Сайты антитеррористической
направленности
Какой контент может быть признан
экстремистским
Правонарушения в сети Интернет
Экстремизм -
это приверженность в идеологии и политике к крайним позициям во взглядах и
выбор таких же средств для достижения определенных целей. Термин означает в
переводе «предельный», «критический», «невероятный», «крайний». Экстремизм –
это течение, которое выступает против существующих общин, структур и
институтов, пытаясь нарушить их стабильность, ликвидировать для достижения
своих целей. Делается это преимущественно силовыми способами. Экстремизм - это
не только пренебрежение общепринятыми правилами, нормами, законами, но и
негативное социальное явление.
Крайними
мерами считаются недемократичные, противоречащие принятым общественным нормам
действия.
Экстремисты
выступают против сложившихся государственных и общественных институтов,
стремясь подорвать их существующие, изменить или уничтожить их для достижения
своих целей. Для этого используются яркие лозунги, организованные беспорядки,
забастовки, гражданское неповиновение, методы партизанской войны, а также
террористические акты и т.п. Экстремисты, как правило, отрицают саму
возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений. Терроризм в
данном случае является одной из форм экстремизма, но, несомненно, наиболее
опасной их них.
Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности.
Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном
масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную
дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих
осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей
между государствами.
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
это
большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество
перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями,
идеями, ценностями;
это
нарастание социальной напряженности;
это
снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что приводит к
утрате нравственных ценностей;
это
бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития
страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.
Профилактика
экстремизма и терроризма в школе.
Профилактика
экстремизма и терроризма в школе «Толерантность в правовом государстве»
(из
опыта работы школы)
Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими
проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно
проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно
указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из
наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных
антисоциальных и криминальных групп.
В этой связи основные действия по снижению экстремистских и террористических
проявлений в молодёжной среде в нашей школе нацелены на:
создание
условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде
детей, подростков и молодёжи;
создание
условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально
ответственной личности;
создание
механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого
человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и
социума в целом;
развитие
конструктивной социальной активности подростков и молодёжи.
Исходя
из поставленных целей, в нашей школе присутствуют такие направления
противодействия экстремизму и терроризму:
проведение
классных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм
нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений,
правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на
коллегиях, педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях;
организация
индивидуальных встреч обучающихся и их родителей с социальным педагогом,
психологом школы, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового
воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся.
При
проведении с детьми и подростками бесед, занятий, мероприятий мы не касаемся
самих экстремистских и террористических идей, чтобы не превратить профилактику
в обучение экстремизму и терроризму и демонстрирование нацистской символики.
Вся работа педагогов построена на профилактике вредных привычек и негативных
отклонений в поведении детей и подростков. Формирование у детей на всех этапах
их развития правильные представления об аномальных привычках и формах
поведения, об их социальных последствиях.
Всё это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные
мнения о тех или иных вредных явлениях, способствует формированию адекватного
поведения.
Памятка "Профилактика экстремизма"
Памятка "Ответственность граждан за заведомо ложное сообщение об
акте терроризма""
Памятка «С ненавистью и ксенофобией нам не по пути»